Память о выдающихся литейщиках живет не только в архивных документах, но и в произведениях – выполненном ими искусном литье. Все слышали об Андрее Чохове, отлившем в 1586 году на Московском пушечном дворе Царь-пушку. И об Иване Моторине и закончившем его дело сыне Михаиле, отлившим Царь-колокол. В этой статье хочется вспомнить и других известных литейщиков.
Киевский мастер литейного дела Афанасий по фамилии Петрович в 1690 году для Киево-Выдубецкого монастыря отлил колокол «Старший» весом более 100 пудов. Надпись на колоколе гласила, что отлит он был в монастырский храм архангела Михаила на средства пана Тараса Петровича Железного Гроша. Через 5 лет этот выдающийся литейщик отлил еще один колокол-великан – «Кизикермен». В этот раз колокол предназначался для Полтавской Успенской церкви. Веса в нем было 150 пудов. А заказал и оплатил его литье полтавский полковник Павел Семенович Герцик, в память о котором на колоколе помимо икон Иисуса Христа и Божией Матери был отчеканен фамильный герб.
Но начинается украинское литье с колокола для церкви святого Юрия во Львове работы Якова Скоры. Сей известный литейщик отлил колокол в 1341 году, когда Львов был освобожден от владычества польского короля Казимира III. Сам колокол, несмотря на традиционную форму и отсутствие орнаментов, поражает качеством литья: стройностью, аккуратностью, образцовыми пропорциями. Правда, в центре, на внешней стороне корпуса колокола Яков Скора от руки славянскими буквами подписал свое произведение, чем «подпортил» идеально отлитый колокол.
Известны истории и литейщики-революционеры. Иоганн Теннович Леппик, родившийся в Эстонии в 1879 году, карьеру литейщика начал с 15 лет. В годы, предшествовавшие революции, жил в разных городах Украины, в том числе в Александровске (тогдашнее Запорожье) и руководил большевистским Советом. В 1925 году возглавил завод «Коммунар» в Запорожье, затем «Прогресс» — в Большом Токмаке. А с 1932 года руководил построенным запорожским Ремонтно-механическим заводом, в числе прочего специализирующемся на чугунном, стальном и медном литье. В память об уважаемом литейщике названа улица в Запорожье.
К числу известных литейщиков по настоятельным просьбам императрицы Екатерины «примкнул» и скульптор Этьен Фальконе, не нашедший достойного литейщика, способного отлить его работу – статую Медного всадника (на самом деле из бронзы). После изучения трудов Бушардона, касающихся способов отливки, великий скульптор решился на литейные работы, кои и завершил в 1778 году.